- Воспитание
- человек при своем появлении на свет совершенно беспомощен; предоставленный самому себе он немедленно умер бы. Поэтому нужен постоянный и бдительный уход за ним окружающих его взрослых людей до того времени, как он в состоянии будет сам вести свое существование. Отношение такого рода и есть то, что подразумевают под В. человека. Всякий человек отличается от другого и должен вести жизнь, отличную от жизни других людей. Для того, чтобы знать, как выполнить свое назначение, найти свое призвание, необходимо представить себе свою сущность. Человек состоит из души и тела, и сообразно тому, какое значение придают этим элементам, меняются идеалы В. Древние евреи в В. ставили себе религиозную цель снискать Божие благоволение, китайцы подготовление к семейной жизни, индусы не общечеловеческие цели, а цели определенной касты, персы развитие нравственных качеств, афиняне готовили и к воинским подвигам и развивали умственную сторону питомца, римляне помимо прочего развивали патриотическое чувство. Платон считал В. могучим орудием в руках властей, другие философы также высказывались о В. более или менее широко. В средние века заботились о физическом развитии и о развитии в питомцах принципов чести, в эпоху гуманизма воскресли греко-римские идеалы, в эпоху реформации обратили внимание на религиозное В. Из отдельных педагогов новых времен выделяются: Амос Коменский, Локк, Руссо, Базедов, Песталоцци и Фребель. Фребель обратил внимание на детские игры и старался развить в детях не только умственную сторону, но и воображение. Ныне В. утратило односторонний характер, обращается внимание на физический труд в разных его видах и на умственный. У нас в России В. носило патриархально-семейный характер, однако с течением времени подчинилось западным идеям, одним из ярких представителей которых был у нас Ушинский. Он рекомендовал воспитывать в человеке физическую, нравственную и умственную стороны. С христианской, религиозно-нравственной точки зрения рекомендуется воспитывать и душу, и тело сообразно природным задаткам, какие вложены в них Создателем. Тело храм Св. Духа, жилище нашей души, поэтому мы должны заботиться о физическом В. детей, предохранять их от неразумного изнурения тела и от пресыщения. Заботясь об укреплении организма, следует также воспитывать детей в телесном целомудрии, следить за тем, чтобы оно до брака не нарушалось, ибо это преступно и неуместно для христиан. Такого рода наставления сплошь и рядом встречаются в священных книгах и в поучениях виднейших представителей церкви. Следует приучать детей к труду, чередуя последний с нормальным отдыхом и сном. Но гораздо важнее тела душа человеческая, и В. физическое получает смысл только при наличности духовного В. Следует заботиться о развитии в человеке познания, чувства и воли. Некоторые думают, что в христианстве все зиждется на вере, а в области философии и науки все усвояется знанием, а не верой; поэтому научное развитие ума нежелательно и вовсе не нужно для христианина. Но элемент веры имеется всегда и в науке, а затем элемент знания необходим и в христианстве. Таким образом, христианская истина и наука вовсе не исключают друг друга, а наоборот, дополняют одна другую. Все науки ведут человека к той же цели, к какой ведет его и вера. Христианство, как религия богооткровенная, дает точные и решительные ответы о смысле жизни, о Божестве и на все другие важные вопросы. Заботясь о нормальном развитии своей познавательной способности, всякий христианин из бессознательного становится сознательным христианином. Для того, чтобы избегнуть односторонности, не следует забывать и о развитии чувства. В. чувства должно быть направлено на возбуждение в нас нормальной чуткости и отзывчивости на все прекрасное, доброе и истинное. Созерцание наглядного воплощения христианских идей в памятниках искусства благотворно действует на созерцателя, пробуждая в нем чувство красоты, изящества, гармонии, любовь к истине, величие идей, нравственные законы. Все великие аскеты находили прелесть в созерцании красот пустынных. Человек должен уметь наслаждаться прекрасным, в чем бы последнее не находилось, должен уметь увидеть и найти прекрасное. Наконец, в еще большей степени следует заботиться о В. в человеке воли, так как при отсутствии воли или ослаблении ее и самый развитый ум, и самое сильное чувство не получат практического осуществления. Слабость воли, неправильность или недостаточность ее развития большое зло, которое очень часто влечет за собой самые пагубные последствия. В самом детстве следует заложить надежные семена воли, и человек потом уж не обезличится и будет в жизни полезным и ценным общественным деятелем. Известно, как трудно, а иногда и невозможно перевоспитать себя. Христианин должен сбросить с себя нравственную лень и настойчиво действовать против греха, не поддаваясь ему.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.